Из серии “Трудные вопросы”. Когда мы говорим о половом воспитании подростков, в первую очередь нужно обратить внимание на цель, к которой в своей жизни призван человек. Если эта цель неизвестна, то и путь к ее достижению будет непонятен. Именно в перспективе призвания человека следует рассматривать нравственность в сексуальной сфере.
Вопрос: В чем должно заключаться половое воспитание подростков согласно христианским принципам? Как лучше изложить для них учение Церкви в этой сфере?
Ответ: Часто родители, педагоги и даже катехиты предлагают детям что-то вроде «списка»: что можно, а чего нельзя. Это ошибочный подход: он не отражает учение Церкви, которое заключается вовсе не в списке запретов - иначе оно действительно выглядело бы отвратительно, авторитарно, непонятно и далеко от людей.
Когда мы говорим о половом воспитании подростков, в первую очередь нужно обратить внимание на цель, к которой в своей жизни призван человек. Если эта цель неизвестна, то и путь к ее достижению будет непонятен. Именно в перспективе призвания человека следует рассматривать нравственность в сексуальной сфере.
Каждый человек призван к святости в своей жизни, а святость - это не что иное, как единение мыслей, чувств и всей жизни с Богом. Поэтому зло и добро должны определяться именно по такому критерию: способствует и не способствует общению с Богом. Зло омрачает или даже разрушает это общение. Иисус сказал: “Когда вы видите облако, выступает на западе, вы сейчас говорите: дождь будет, - и так оно бывает. И когда дует южный ветер, говорите: жара будет, - и так бывает. Лицемеры! вид земли и неба вы умеете распознавать; как же оно, что времени сего не узнаете?” (Лк 12,54-56).
Современные подростки тоже в состоянии понять, что их приближает к Господу, и то, что отдаляет. Например, если подросток посещает порнографический сайт или совершает другие грехи против чистоты, то он, как правило, чувствует, что грех отделяет его от Бога. В таких ситуациях подростки не испытывают желания молиться. Они чувствуют, насколько правдивы слова из Священного Писания о том, что чувственные похоти противоречат жизни в Духе. Им вполне доступно понимание слов святого Павла: «Ибо живущие по плоти о плотском думают; те же, что по духу - о духовном. Ибо стремление тела (ведет) к смерти, а стремление духа - к жизни и мира; потому что стремление тела враждебно Богу - потому что не повинуется закону Божьему, да и не может. Плотское не может нравиться Богу. »(Рим 8,5-8).
Итак, в первую очередь ребятам нужно представить цель их жизни. Если цель привлекательная, все остальное придет само собой. Но, разумеется, все это непросто, ведь если тот, кто предлагает эту цель, не стремится к ней своей жизнью, то она не может быть привлекательной.
Когда святой Иоанн Боско говорил подросткам о целомудрии, он умел это делать так, что ребята испытывали огромное желание идти тем же путем. Это происходило потому, что сам дон Боско был святой, и пример его жизни был заразителен.
Далее, половое воспитание должно основываться на настоящих ценностях, подростки должны осознать, что сексуальная сфера имеет непосредственное отношение к призванию каждого человека, к самоотдаче. Все мы призваны стать истинным даром для другого. И здесь нужно объяснить, что это нелегко, поскольку наша природа израненна первородным грехом, похотью и эгоизмом. Поэтому подросткам необходимо объяснить, что часто словом «любовь» маскируют то, что является не проявлением любви, а проявлением эгоизма. Если отношения построены на эгоизме и похоти, то рано или поздно они заканчиваются ссорой или разрывом.
Учительство Церкви предлагает нам ценные рекомендации по половому воспитанию. Они содержатся в документе Папского совета пастырства семьи «Половая сфера человека: истина и значение». В нем говорится, в частности, о том, что означает целомудрие в любви: это «духовная сила, которая высвобождает любовь из эгоизма и агрессивности». Эта духовная сила не приходит сама собой, а приобретается ценой самоконтроля, властью над собственными импульсами. Если мы не умеем владеть своими инстинктами и управлять ими, то они управляют нами.
Еще одна вещь, на которую нужно обратить внимание в половом воспитании подростков, - это то, что закон Божий - друг человеческой любви, более того, единственный друг. Своим законом Бог не запрещает людям любить, ибо Он Сам вложил в человека призвание к любви, и никто так как Он, не желает, чтобы каждый человек любил и чтобы любая любовь росла и становилась прекрасной. Поэтому мы должны всегда уповать на Бога, который сопровождает человеческую любовь. В то время как сатана внушает человеку мысль, что Бог борется с человеком. На самом деле же ограничения, поставленные Божьим законом, - это своеобразные дорожные знаки, предупреждающие об опасности не только для чистоты любви, но и для нашего единения с Ним, с Богом, для нашего пути к той цели, о которой мы говорили, - святости.